Закон и право

Порядок и условия распространения (предоставления) правовой информации

Вопросы распространения правовой информации в Республике Беларусь регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 712 «О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь».

Данным Указом установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие издательскую деятельность, владельцы информационных ресурсов (их составных частей), размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет, вправе осуществлять деятельность по распространению (предоставлению) правовой информации при условии заключения с Национальным центром правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦПИ) договора предоставления правовой информации для ее дальнейшего распространения (предоставления) (далее – договор).

Под распространением правовой информации понимается деятельность государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, направленная на ознакомление неопределенного круга лиц с правовой информацией в печатной форме, форме электронных изданий и (или) электронной форме.

Деятельность по распространению (предоставлению) правовой информации включает подготовку к изданию соответствующих печатных и электронных изданий и (или) производство баз и банков данных, иных информационных ресурсов, в том числе размещаемых в глобальной компьютерной сети Интернет, а также продажу (предоставление) материальных носителей, содержащих правовую информацию.

При этом распространение (предоставление) правовых актов должно осуществляться путем точного воспроизведения текста правового акта с указанием его обязательных реквизитов (вид акта, его название, дата принятия (издания), регистрационный номер, должность, инициалы и фамилия должностного лица, подписавшего правовой акт), а также источника официального опубликования правового акта. Правовой акт, распространяемый (предоставляемый) с неполным изложением текста, должен содержать пометку «(Извлечение)».

Правовая информация распространяется (предоставляется):

  • в печатной форме – в виде печатных изданий, а также копий правовых актов на бумажных носителях;
  • в форме электронных изданий;
  • в электронной форме – в виде отдельных документов, баз и банков данных, иных информационно-правовых ресурсов, в том числе размещаемых в глобальной компьютерной сети Интернет.

Распространение (предоставление) правовой информации в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями как на возмездной, так и на безвозмездной основе в количестве, не превышающем двадцати правовых актов, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных для распространения правовой информации в печатной форме и форме электронных изданий.

Таким образом, если организация или индивидуальный предприниматель имеет намерение распространять (предоставлять) правовую информацию в печатной форме либо в форме электронных изданий, а также в электронной форме на возмездной и (или) безвозмездной основе в количестве, не превышающем двадцати правовых актов, ему следует обратиться в региональные центры правовой информации (филиалы НЦПИ) для заключения соответствующего договора. В случае распространения правовой информации в электронной форме (в виде отдельных документов, баз и банков данных, иных информационных ресурсов, в том числе размещаемых в глобальной компьютерной сети Интернет) договор следует заключать с НЦПИ.

На основании заключенного договора НЦПИ предоставляет для дальнейшего распространения (предоставления) правовой информации:

  • организациям и индивидуальным предпринимателям, распространяющим (предоставляющим) правовую информацию в печатной форме, в форме электронных изданий, – информационно-поисковую систему «ЭТАЛОН» и ее обновление и (или) доступ к информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН-ONLINE»;
  • организациям и индивидуальным предпринимателям, распространяющим (предоставляющим) правовую информацию в электронной форме, – информационные и технологические составляющие эталонного банка данных правовой информации.

Проекты договоров, предусматривающих предоставление прав на использование информационных и технологических составляющих эталонного банка данных правовой информации за пределами Республики Беларусь, согласовываются с Администрацией Президента Республики Беларусь.

В пункте 19 Положения о деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации, утвержденного упомянутым Указом, предусмотрено, что заключение договора не требуется в отношении:

  • правовой информации, касающейся деятельности государственных органов, подчиненных или входящих в состав (систему) этих государственных органов организаций и размещаемой на официальных сайтах этих государственных органов (организаций) либо касающейся деятельности иных организаций и индивидуальных предпринимателей и размещаемой в количестве, не превышающем пяти правовых актов, на сайтах таких организаций (индивидуальных предпринимателей);
  • правовых актов с неполным изложением текста, не превышающим двадцати процентов текста соответствующего правового акта, в составе авторских произведений, включенных в научные, научно-популярные, производственно-практические, учебные, справочные, информационные печатные и электронные издания;
  • и иные случаи.

Деятельность по распространению (предоставлению) правовой информации (текстов правовых актов Республики Беларусь в полном либо неполном изложении), осуществляемая без заключения договора, является незаконной и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Кроме того, вопросы распространения (предоставления) правовой информации в Республике Беларусь, помимо Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 712 «О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь», регулируются также:

Более подробную информацию о порядке распространения правовой информации можно получить в НЦПИ и его филиалах – региональных центрах правовой информации.


Источник: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/dostup-k-pravovoy-informatsii/poryadok-i-usloviya-rasprostraneniya-predostavleniya-pravovoy-informatsii/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

свернуть

Об ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях

  Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения таких инициатив. К ним относятся собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование. Любое несоблюдение установленных требований влечет административную либо уголовную ответственность.

     Гражданам, не желающим участвовать в несанкционированных мероприятиях, следует быть более бдительными, чтобы не стать соучастниками противоправных деяний. За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, совершенные участником таких мероприятий, наступает ответственность по ч.1 ст.23.34 КоАП в виде штрафа или административного ареста. Более строгое наказание получит гражданин, если он участвовал в такой акции за вознаграждение. По ч. 4 ст. 23.34 КоАП его ожидает штраф от 30 до 50 базовых величин или административный арест.

   Серьезные последствия могут возникнуть за использование флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов и транспарантов, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан, за совершение любых действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекательство к таким действиям любыми методами.

   Если же участник так называемой «мирной акции» не подчинился законным требованиям должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий, к примеру, не выполнил требования разойтись, его действия образуют еще один состав административного правонарушения, предусмотренный ст.23.4 КоАП.

   Следует отметить, что за совершение преступлений против государства, порядка управления и общественной безопасности предусмотрены строгие меры ответственности.Так, организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти на основании ч.1 ст. 293 УК повлечет за собой наказание в виде лишения свободы до 15 лет, а участие в совершении таких действий –в виде лишения свободы до 8 лет.

    Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, то в соответствии со ст.369-3 УК за такие деяния могут назначить наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок.

    За организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет (ст. 342 УК).

   Ответственность вплоть до лишения свободы может наступить за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка (ст.363 УК), а также за насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности (ст.364 УК).

   Случаи публичных призывов к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению акта терроризма или диверсии, иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, являются основаниями для уголовной ответственности по ст. 361 УК. За перечисленные действия, совершенные с использованием СМИ или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы до 5 лет.

  Кроме уголовной и административной ответственности, законодательством установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.

   Уважаемые граждане! Напоминаем: организация и участие в несанкционированных массовых мероприятиях без разрешения на их проведение – незаконны.

   Мы располагаем достаточным количеством сил и средств, чтобы противостоять не желающим соблюдать национальное законодательство.

   Призываем проявить благоразумие и взаимоуважение!

О недопустимости участия несовершеннолетних в несанкционированных массовых мероприятиях

   В последнее время в сети Интернет размещаются различные призывы принять участие в том или ином массовом мероприятии – собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации. В силу несформированной жизненной позиции несовершеннолетние наиболее уязвимы и могут быть подвержены влиянию со стороны недобросовестных взрослых, поддавшись на них, несовершеннолетние рискуют нарушить действующее законодательство Республики Беларусь.

   За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования и иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные участником таких мероприятий, предусмотрена административная ответственность по ст.  23.34 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП РБ). Совершение этих действий влечет наложение административного взыскания в виде предупреждения, или штрафа в размере от одной до 50 базовых величин, или административного ареста.

   За умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающееся в явном неуважении к обществу, предусмотрена административная ответственность по ст. 17.1 КоАП РБ. Совершение этих действий влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

   Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в соответствии со ст. 23.4 КоАП РБ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.

   Оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РБ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

   За организацию массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, вооруженным сопротивлением представителям власти, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 293 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и наказывается арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы от трех до пятнадцати лет.

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях

Статья 23.34. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

   1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, –

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.

   2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до ста базовых величин.

   3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

   3.1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

  4. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

  5. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –

влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

свернуть